НАЧАЛО ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
Николай Леонтьевич Бенуа родился 1 июля 1813 года в Петербурге в семье придворного метрдотеля императрицы Марии Федоровны Луи-Жюля (Людвига Юлия) Бенуа.
Это был спокойный, далекий от политики человек, его истинным призванием было кулинарное искусство.
Некоторое время он обучался в доме герцога де Монморанси в Париже кондитерскому ремеслу, а затем, находясь на службе у прусского посланника, отправился в Петербург.
Карьера Луи-Жюля Бенуа в России оказалась удачной. По прошествии некоторого времени он занял должность придворного метрдотеля при дворе Павла I, а впоследствии при вдовствующей императрице.
Женат Луи-Жюль был на Анне-Катерине Гроппе, немке по происхождению. У них было 18 детей, из которых семь умерли в младенчестве.
В живых осталось пятеро сыновей и шесть дочерей.Как это часто случалось со многими иностранными семьями в России, семья Бенуа, соединившая в себе французскую и немецкую кровь, совершенно обрусела и стала родоначальницей бесчисленных русских Бенуа.
Русская природа, быт, искусство оказали решающее влияние и на этих чужестранцев. Среднему сыну Луи-Жюля Бенуа, Николаю, предстояло связать жизнь с русским искусством.
С детства он много рисовал. В возрасте 14 лет при поддержке вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая была его крестной матерью, Н. Бенуа был принят в Академию художеств «для изучения архитектуры».
Годы, когда Николай Бенуа учился в Академии художеств, были сложным периодом в истории русской архитектуры
РОДОСЛОВНАЯ БЕНУА
Династия Бенуа — династия талантливых художников, архитекторов, искусствоведов — широко известна.
К ней принадлежат такие прекрасные представители русской культуры, как Александр, Альберт и Леонтий Бенуа, Зинаида Серебрякова, Николай и Евгений Лансере.
Однако имя основоположника блестящей плеяды, зодчего Николая Леонтьевича Бенуа, долгое время оставалось в тени.
Причина этого вполне ясна. Творчество Н. Л. Бенуа относится к середине — второй половине XIX века, ко времени, определяемому как ретроспективно-эклектический период в архитектуре,
зодчество которого в течение многих лет безоговорочно считалось упадочным и рассматривалось вне связи с определившими его историческими условиями и последующим развитием архитектурной мысли.
несомненно обладая ничуть не меньшим художественным талантом, чем их предшественники или последователи, прошли сложными путями этой противоречивой, но столь интересной эпохи.
Это в полной мере относится к таким самобытным зодчим, как К. А. Тон, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, А. И. Резанов, А. И. Кракау, Г. А. Боссе, Н. Е. Ефимов, И. А. Монигетти и др.
Почетное место в этом ряду по праву принадлежит Николаю Леонтьевичу Бенуа, не только архитектору-художнику,
знатоку исторических стилей, но и опытному проектировщику, строителю, в чьих работах нашли выражение основные черты и принципы, типичные для отечественного зодчества его времени, с ретроспективными тенденциями,
откровенным декоративизмом, с одной стороны, и новой функциональной организацией пространства и применением прогрессивных строительных материалов и конструкций — с другой.
В своих воспоминаниях Александр Бенуа пишет:
«Папа из всех архитекторов своего времени был несомненно наиболее чуткой художественной натурой».
Бенуа был и прекрасным рисовальщиком. Графические работы, составляющие многочисленные путевые альбомы мастера, а также чертежи и рисунки к проектам дают возможность причислить его к выдающимся акварелистам.
«Своим культом С.-Петербурга как целого я в значительной степени обязан своему отцу»,— писал А. Бенуа.
На протяжении многолетней работы в Городской управе он передал свой большой опыт множеству архитекторов и был «душою всех полезных мероприятий для удобств столице».
В лице Бенуа она имела надежную защиту от чрезмерных отклонений в архитектуре в сторону дилетантства и дурного вкуса — явления в ту пору очень распространенного.
Среди коллег по работе Н. Л. Бенуа, всегда беспристрастный в суждениях, предупредительный, ровный в обращении, пользовался искренней симпатией и глубоким уважением.
Таким же тружеником, отдавшим всю свою жизнь искусству, скромным и чутким человеком остался он и в воспоминаниях членов своей большой семьи, многие из которых получили впоследствии более широкое признание, нежели ее глава.
Тонкий и проникновенный художник-зодчий, Бенуа своеобразно отразил определяющие тенденции и устремления своей эпохи.
Николая Леонтьевича Бенуа по праву можно назвать архитектором XIX века.